Электропневматический привод КПП двумя постами управления

Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП двумя постами управления

Электропневматический привод КПП двумя постами управления обеспечивает дистанционное переключение передач в КПП для КАМАЗ-142; ЯМЗ-236, 239; СААЗ-695 (ЗИЛ) с основного поста управления (кабины водителя автотранспортного средства (АТС)) и дополнительного (например, рабочего места оператора в кузове АТС).

Электропневматический привод КПП двумя постами управления пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.

Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети АТС:

  • номинальное напряжение - 24 В;
  • рабочее напряжение - 20...28 В.

Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:

  • номинальное давление воздуха - 0,7 Мпа (7 атм);
  • рабочее давление воздуха - 0,6...0,8 Мпа (6...8 атм).

Структурная схема ЭПП с двумя постами управления приведена на Рис. 134.

Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 135.

В состав ЭПП с двумя постами управления входят следующие основные узлы:

  • исполнительный механизм КП (ИМКП);
  • рычаг управления КП (РУКП) водителя;
  • рычаг управления КП (РУКП) оператора;
  • блок управления (БУ);
  • блок индикации (БИ) водителя;
  • блок индикации (БИ) оператора;
  • датчик состояния сцепления (Всц);
  • механизм блокировки (МБ);
  • блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха (БКС);
  • жгут соединительный ИМКП;
  • жгут соединительный водителя;
  •  жгут соединительный оператора.

Принцип работы ЭПП следующий (см. Рис. 134): при нажатии водителем/оператором на педаль сцепления происходит размыкание сцепления и срабатывание датчика состояния сцепления Всц, контакты которого при этом размыкаются (при наличии пневмогидроусилителя (ПГУ) привода управления сцеплением датчик состояния сцепления Всц срабатывает от воздуха, поступающего из силового пневмоцилиндра ПГУ). Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступает на блок управления, о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления на блоке индикации. БУ в соответствии с состояниями концевых выключателей РУКП подает напряжение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1...Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма КП, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и регулятор давления. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков В1, ВЗ и В204 на БИ (см. п. 3.4). При отпускании педали сцепления (замыкании сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БУ снимает напряжение с ЭПК.

В резервном режиме, когда разъем жгута соединительного ИМКП подключается напрямую к разъему жгута соединительного водителя/оператора (см. п. 6.4), сигналы от датчика Всц поступают через реле резервного режима, расположенное на жгуте соединительном ИМКП со стороны БУ, непосредственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном режиме (см. п. 6.1) реле резервного режима не работает.

  • Регулировки электропневматического привода КПП 
  • Работа электропневматического привода КПП

Рис. 134 Структурная схема ЭПП с двумя постами управления

Рис. 135 Схема электрическая соединений и подключений общий.

Переключение ЭПП с дополнительного поста управления на основной

Для переключения ЭПП с дополнительного поста управления на основной необходимо:

  • включить "Нейтраль" в коробке передач;
  • выключить питание РУКП оператора (в кузове);
  • рукоятку РУКП водителя (в кабине) установить в положение "Нейтраль":
  • включить питание РУКП водителя - на БИ водителя должен загореться символ Н;
  • включить передачу в раздаточной коробке.

Техническое обслуживание и ремонт ЭПП

Техническое обслуживание (ТО) ЭПП проводить при проведении технического обслуживания АТС.

Ежедневное обслуживание (ЕО) не требуется.

При проведении всех видов ТО:

  • проверить состояние и герметичность пневмосоединений;
  • проверить состояние жгутов проводов;
  • проверить состояние и надежность крепления разъемов;
  • устранить неисправности.

При проведении ТО-1000 и ТО-2 дополнительно:

  • подтянуть резьбовые соединения.

При проведении ТО-2 дополнительно:

  • очистить фильтр магистральный согласно п. 3.7;
  • подтянуть винты крепления манжет ИМКП согласно п. 4.3;
  • gромыть контакты всех разъемов смесью для промывки контактов электронных изделий или техническим спиртом.

Перечень возможных неисправностей при работе ЭПП, причины и методы их устранения приведены в Таблица 28.
 
Таблица 28.

Неисправность

Причина

Метод устранения

При включении питания
ЭПП нет индикации
номера передачи в КП

при включении питания у водителя/оператора
не выключено питание у оператора/водителя
отсутствует электропитание
неисправен БУ
повреждение в жгутах проводов

выключить питание у водителя/оператора
проверить наличие электропитания
заменить БУ
заменить или отремонтировать жгуты

При нажатии на педаль
сцепления индикатор
состояния сцепления не горит

низкое давление воздуха в пневмосистеме
не прокачан привод ПГУ
неисправен датчик состояния сцепления
неисправен БУ
повреждение в жгутах проводов

давление воздуха довести до нормы
прокачать привод ПГУ
заменить датчик
заменить БУ
заменить или отремонтировать жгуты

Индикатор состояния
сцепления горит постоянно

неисправен датчик состояния сцепления
неисправен БУ
повреждение в жгутах проводов

заменить датчик
заменить БУ
заменить или отремонтировать жгуты

Передача включается
правильно (может включаться
с запаздыванием), а номер
передачи на БИ мигает и/или не соответствует
включенной передаче

неисправен один из датчиков ИМКП (см. п.6.3)
неисправен БУ
повреждение в жгутах проводов

заменить датчик
заменить БУ
заменить или отремонтировать жгуты

Передача включается
неправильно

неисправен один из ЭПК ИМКП (см. п.6.3)
неисправен один из концевых выключателей РУКП (см. п.6.3)
неисправен ИМКП
неисправен БУ
повреждение в жгутах проводов

отремонтировать или заменить ЭПК
заменить выключатель
отремонтировать ИМКП
заменить БУ
заменить или отремонтировать жгуты

Передача не включается,
при этом возможно мигание
номера включаемой
передачи на БИ

низкое давление воздуха в пневмосистеме
низкое напряжение в бортовой сети
«утыкание» зубьев муфты включения передач
(при включении передачи на стоящем АТС)
неисправен МБ (при включении 1
передачи и передачи заднего хода)
произошла "блокировка" КП
неисправен ИМКП неисправна КП

давление воздуха довести до нормы
обеспечить номинальное напряжение в сети
повторить процедуру включения передачи
отремонтировать МБ
снять ИМКП; рычаг ИМКП и штоки КП
выставить в нейтральное положение;
установить ИМКП на КП
отремонтировать ИМКП отремонтировать КП

Передача включается со
скрежетом или дерганием

не прокачан гидропривод ПГУ (сцепление «ведет»)
неисправен ПГУ
неисправно сцепление
неисправна КП

прокачать гидропривод ПГУ
отремонтировать ПГУ
отремонтировать сцепление
отремонтировать КП

Эксплуатационные качества ЭПП в значительной степени зависят от соблюдения пра вил эксплуатации, изложенных в руководстве.

В эксплуатации ремонт узлов ЭПП рекомендуется проводить только путем замены их на узлы из комплекта запасных частей.

Для безупречной работы всех узлов ЭПП следует применять запасные части заводского изготовления.

Меры безопасности

К работе с ЭПП допускаются водители, изучившие устройство, особенности управления и эксплуатации ЭПП.

Запрещается эксплуатация ЭПП с отсоединенными клеммами аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя блока управления.

Запрещается эксплуатация ЭПП с постоянно горящим индикатором состояния сцепления, кроме случаев, когда необходимо доехать до места ремонта (см. п. 3.5).

Запрещается эксплуатация ЭПП с неисправным приводом управления сцеплением или с неисправным сцеплением во избежание поломки коробки передач.

При проведении сварочных работ необходимо выключить электропитание ЭПП (у водителя и у оператора) и отключить аккумуляторную батарею от сети АТС.

При окончании работ не оставляйте включенной передачу в коробке передач.

Если на стоянке передача в КП все же была оставлена включенной, а давление воздуха в пневмосистеме АТС снизилось, можно поступить следующим образом.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для включения нейтрали, но достаточно для размыкания сцепления, необходимо:

  • выключить питание ЭПП;
  • выжать сцепление и завести двигатель;
  • не отпуская педали сцепления, довести давление в пневмосистеме АТС до номинального;
  • не отпуская педали сцепления, включить питание ЭПП: должна включиться нейтраль.

Если давление воздуха в пневмосистеме АТС недостаточно для размыкания сцепления, нейтраль в коробке передач необходимо включить, подав воздух на вход крана разобщительного (см. Рис. 136, Рис. 137 и Рис. 138) от внешнего источника, или вручную.

Для включения нейтрали в коробке передач вручную необходимо:

  • снять ИМКП с коробки передач;
  • установить рычаг ИМКП в нейтральное положение;
  • установить штоки коробки передач в нейтральное положение;
  • установить ИМКП на коробку передач.

Переход в резервный режим работы и обратно производите при неработающем двигателе, выключенном питании ЭПП и выключенной "массе".

Не используйте резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыканий в цепях ЭПП.